Памятка о способах социальной инженерии и необходимых мерах безопасности
СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ или «АТАКА НА ЧЕЛОВЕКА» — это совокупность психологических и социологических приёмов, методов и технологий, которые позволяют получить доступ к конфиденциальной информации.
На текущий момент социальная инженерия установила прочную связь с киберпреступностью.
Рассмотрим самые популярные методы социальной инженерии
Фишинг. Метод сбора пользовательских данных для авторизации — обычно это массовые рассылки спама по электронной почте. В классическом сценарии на почту жертвы приходит поддельное письмо от какой-то известной организации с просьбой перейти по ссылке и авторизоваться (ввод комбинации логин/пароль).
Троян. Приманкой здесь становится email-сообщение, которое при классическом сценарии мошенников обещает быструю прибыль, выигрыш или другие «золотые горы» — но в результате человек получает вирус, с помощью которого злоумышленники крадут его данные.
Дорожное яблоко. Представляет собой адаптацию трояна и состоит в использовании физических носителей (CD, флэш-накопителей). Злоумышленник обычно подбрасывает такой носитель в общедоступных местах на территории компании (парковки, столовые, рабочие места сотрудников, туалеты). Для того, чтобы у сотрудника возник интерес к данному носителю, злоумышленник может нанести на носитель логотип компании и какую-нибудь подпись. Например, «данные о продажах», «зарплата сотрудников», «отчет в налоговую» и другое.
Услуга за услугу. Используя этот метод, злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки и спрашивает о наличии сбоев в работе программного обеспечения, предлагает исправить возникшие неполадки в системе либо предупредить о вероятности их наступления, хотя на самом деле проблем в работе ПО не возникало.
Обратная социальная инженерия. Методика направлена на то, чтобы жертва сама обратилась к социальному инженеру и выдала ему необходимые сведения.
Внедрение особого ПО. На электронную почту поступает письмо, информирующее о возможных сбоях в работе часто используемого программного обеспечения (например, пакет офисных программ). В этом же письме указаны контактные данные специалиста технической поддержки, используемые злоумышленником. Таким образом, ситуация заранее подстроена, пользователь связывается с социальным хакером. Налаживая работу ПО, производятся необходимые для взлома манипуляции.
Основные меры по защите от вышеперечисленных видов социальных атак
Сохраняйте бдительность. Всегда обращайте внимание на отправителя писем и адрес сайта, где собираетесь ввести какие-то личные данные. Если это почта на домене крупной организации, удостоверьтесь, что домен именно такой и в нём нет опечаток. Если есть сомнения — свяжитесь с техподдержкой или представителем организации по официальным каналам.
Используйте только доверенные носители информации.
Не переходите на подозрительные сайты и не скачивайте сомнительные файлы, один из самых лучших помощников социальной инженерии — любопытство.
Не используйте один и тот же пароль для доступа к личным и корпоративным (рабочим) ресурсам.
Использование антивирусного программного обеспечения. Недопущение его отключения.
Систематический инструктаж. Все сотрудники должны быть проинструктированы о том, как вести себя при обнаружении попыток или осуществления незаконного проникновения.